Система циркуляции рабочей жидкости гидротрансформатора (или конвертера крутящего момента) АКПП
В статье «Понятие гидротрансформатора (или конвертера крутящего момента) АКПП» мы рассмотрим все составляющие гидротрансформатора и приведем краткое описание принципа работы каждого элемента. В данной статье мы подробнее остановимся на таком аспекте, как система циркуляции рабочей жидкости (или масла) гидротрансформатора.
При вращении коленчатого вала двигателя насосное колесо начинает вращаться вместе с жидкостью, полностью заполняющей корпус гидротрансформатора, в одном направлении. При увеличении скорости насосного колеса центробежная сила заставляет жидкость двигаться в направлении от центра насосного колеса к его лопастям. При дальнейшем увеличении скорости рабочая жидкость вытесняется от насосного колеса к турбине. Вслед за движением насосного колеса, под действием жидкости начинает двигаться турбинное колесо. Рабочая жидкость, попадая на лопасти турбины, заставляет ее вращаться в одном направлении с насосным колесом.
Поток жидкости, обладая достаточной энергией, проходит от лопастей турбины к самой турбине, затем кривая внутренняя поверхность турбины устремляет жидкость к лопастям статора, и далее цикл возобновляется.
* Муфта свободного хода заблокирована (One-way clutch locked)
* Муфта свободного хода разблокирована (One-way clutch free)
Важно отметить, что этот поток жидкости может быть иногда настолько быстрым и мощным, что бывают моменты, когда он практически отсутствует.
Существует два вида циркуляции рабочей жидкости гидротрансформатора. Первый вид – вихревой поток, второй – роторный поток (вращающийся по кругу). На рисунке, представленном ниже, вихревой поток представляет собой спиралевидное движение, которое продолжается до тех пор, пока не появится разница в скоростях между насосным колесом и турбиной. Роторный поток – это движение жидкости, которая циркулирует по направлению движения корпуса гидротрансформатора.
Поток рабочей жидкости становится сильнее, когда разница в скоростях насосного колеса и турбины довольно большая, например, когда автомобиль ускоряется. Это явление называется высоким вихрем. За это время поток рабочей жидкости, покидая турбину, попадает на передние лопасти статора и блокирует его на валу, предотвращая тем самым его вращение против часовой стрелки. Жидкость, проходя через статор, изменяет свое направление и попадает на задние лопасти насосного колеса, что приводит к увеличению крутящего момента, передаваемого от двигателя. Без статора возвращающаяся жидкость могла бы препятствовать нормальному вращению насосного колеса, намного уменьшая его скорость.
Центробежная сила Статор меняет
вызывает циркуляционный направление движения
поток. потока, тем самым
увеличивая крутящий
момент.
При низком вихревом потоке жидкость из турбины попадает на выпуклую сторону лопасти, нежели на вогнутую поверхность лопасти. Это приводит к разъединению (разблокировке) муфты свободного хода и статор свободно вращается на валу. В этом случае, наблюдается необходимость увеличения крутящего момента. В случае если скорости вращения насосного колеса и турбины почти одинаковы, вихревой поток снижается, и жидкость начинает циркулировать вместе с насосным колесом и турбиной. Этот вид потока принято считать роторным. Этот поток сильнее, если разница скоростей насосного колеса и турбины мала, это происходит, если автомобиль движется с постоянной скоростью. Это так называемая точка сцепки, гидротрансформатор работает в режиме гидромуфты (передает только крутящий момент). В этой точке, при низком вихревом потоке, статор должен свободно вращаться в направлении по часовой стрелке. В случае если статор не начнет свободно вращаться, это может препятствовать нормальной циркуляции рабочей жидкости и привести к снижению скорости автомобиля.
Противоположные статор вращается
(центробежным) силы свободно –
заставляют циркуляционный нет увеличения
поток жидкости остановиться крутящего момента